Технарь или гуманитарий: как определить тип личности ребёнка
Содержание:
- История появления
- История гуманитарных наук
- Московский институт предпринимательства и права
- Перспективы профессии
- Профили обучения
- Кому подходят такие специальности
- Кем можно работать
- Плохие новости
- Психолог
- Востребованные профессии для тех, кто хочет работать с людьми
- Базовый список стандартных дисциплин
- Предметы основного общего образования
- Предметы в 10-11 классах
- Особенности понятия
- Профессия психолог
- Какую профессию выбрать?
История появления
Прародительницей гуманитарных наук была философия. Платон, Сократ, Аристотель и другие мыслители были уверены, что многообразие окружающего мира можно подвергнуть научному исследованию. В Средние века философия приобрела теологические черты, и естественные науки отделились от нее. Социальные же предметы оставались под контролем церкви, так как предметом познания было поведение людей, которое тесно связано с божественным.
Переломный момент наступил в XVIII веке. Ученый Д’Аламбер объединил следующие науки:
- логику;
- историю;
- литературу;
- юриспруденцию;
- экономику и т. д.
Именно Д’Аламбер первым положил начало для разделения наук на гуманитарные и точные. После него во французских школах прошли реформы. В университетские дисциплины предметы начали складывать только в XIX веке. Их объединили под названием «науки о душе».
История гуманитарных наук
- Humanitas
- Список людей, считающихся основателями в области гуманитарных наук
- Гуманизм эпохи Возрождения — движение культурных и образовательных реформ, сосредоточенное на изучении studia humanitatis , ныне известных как гуманитарные науки.
- History of Humanities — существует только один журнал, посвященный истории всех гуманитарных дисциплин разных периодов и культур, издаваемый University of Chicago Press.
История гуманитарных специальностей
- История классики
- Истоки классики
- Древняя Греция ( набросок ) —
- Древний Рим ( набросок ) —
- Истоки классики
- Историография — история истории.
- Происхождение языка
- История литературы
- История философии
- История религии
-
История изобразительного искусства
- История архитектуры
- История декоративно-прикладного искусства
- История кино
- История живописи
- История фотографии
- История скульптуры
-
- История танца
- История кино
- История театра
- История музыки
- История оперы
История гуманитарных наук, которые одновременно являются общественными
- История антропологии
- История коммуникативных исследований
- Историография — история истории.
- История права
- История языкознания
- История техники
Московский институт предпринимательства и права
При МИПП есть собственный факультет СПО, куда можно поступить после 9 или 11 класса на экономиста, работника соцобеспечения, банковского сотрудника. На бакалавриате и в магистратуре интересны следующие специализации, востребованные на рынке труда РФ и мира:
- Экономика;
- Менеджмент (международный, управление малым бизнесом);
- Государственное и муниципальное управление;
- Юриспруденция (предпринимательское, гражданское, уголовное право).
Обучение длится от 3−4 лет в очной форме (ускоренная и обычная программы) до 3,5−5 лет. Это бакалавриат, магистратуру можно окончить за 2−2,5 года. Есть возможность получить второе высшее за 2,5−3,5 года. Можно учиться на очной форме или обучаться и работать, выбрав заочную группу, дистанционное обучение.
Перспективы профессии
Если представителей точных наук и рабочих профессий все чаще заменяют компьютеры и роботы, то с гуманитарными специальностями ситуация другая. С человеком может взаимодействовать только другой человек, поэтому это направление устойчиво развивается
Но при выборе поля деятельности важно принимать во внимание тенденции рынка труда
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия гуманитарные подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>
Профили обучения
Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.
Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).
- ;
- ;
- ;
- ;
- .
Естественно-научный профиль
— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:
- математика и начала математического анализа;
- геометрия;
- химия;
- биология.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- русский язык;
- литература;
- история;
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
физика
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
- основы медицины;
- биофизика;
- оказание первой медицинской помощи;
- химия и здоровье человека и пр.
Гуманитарный профиль
Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:
- русский язык;
- литература;
- иностранный язык;
- обществознание;
- история;
- право.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
второй иностранный язык.
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
- формы художественного мышления в русской литературе 20 века;
- деловой русский язык;
- основы журналистики;
- избранные страницы российской истории и т.д.
Социально-экономический профиль
ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:
- математика и начала математического анализа;
- экономика;
- право;
- география;
- геометрия.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- русский язык;
- литература;
- история;
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
- обществознание;
- география.
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
- введение в социологию;
- основы философии;
- основы финансовой грамотности;
- право и жизнь и т.д.
Технологический профиль
ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:
- алгебра и начала математического анализа;
- геометрия;
- физика;
- информатика.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- русский язык;
- литература;
- история;
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
- химия;
- черчение.
Выполнение индивидуального учебного проекта
Элективные курсы:
- алгоритмизация и программирование;
- мир кристаллов;
- графический дизайн;
- инженерная графика с элементами дизайна и т.д.
Универсальный профиль
— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.
Предметы для углубленного изучения:
отсутствуют.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
все предметы учебного плана.
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
по выбору обучающегося.
Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.
Кому подходят такие специальности
В образовательной сфере есть специальные инструменты, которые помогают определиться с предпочтениями будущего специалиста. На первом же этапе уместен и простой самоанализ. Так, вам лучше подойдут гуманитарные специальности, если вы:
- любите общение и хотите работать среди людей;
- часто сопереживаете другим (неравнодушны к животным);
- считаете себя творческой натурой;
- с детства мечтали о профессии, связанной с кино или театром;
- хорошо формируете собственные мысли, умеете выстраивать диалог и доносить свои аргументы (отличная база для всех направлений менеджмента);
- умеете слушать (тогда вам подойдут гуманитарные специальности, связанные с психологией и психологической помощью);
- хотите служить людям;
- умеете быстро обрабатывать значительные объемы информации.
Нельзя сказать, что гуманитарии — это в большинстве своем представительницы прекрасной половины. Хотя, конечно, эмоциональность, присущая людям, которые предпочитают работать с людьми и для людей, у них выше. Тем не менее, некоторые виды деятельности здесь лучше подходят именно мужчинам (служба в полиции, криминалистика, журналистика).
Кем можно работать
В первую очередь, естественно-научный профиль открывает двери в профессию медика. Здесь много направлений и возможностей. Согласно исследованию «Работа.ру» и «СберИндекс», медработник (в частности, фармацевт) станет одной из самых востребованных профессий в 2021 году.
Но естественно-научный профиль — не только про медицину. Можно стать специалистом в сфере геодезии и землеустройства, экологии и природоустройства, геологии и разработки полезных ископаемых, биоинженерии, реконструкции и реставрации объектов культурного наследия, ландшафтной архитектуры и других направлений.
Вот несколько профессий, куда можно попасть после естественно-научного профиля:
- биолог/биохимик в качестве специалиста по технической поддержке и биоаналитике — ездит в командировки, отвечает за установку и обучение пользованию оборудованием, которое продаёт его компания;
- биомедицинский инженер — конструирует медицинское оборудование и протезы;
- биоинформатик — исследует крупномасштабные биологические проблемы с учётом больших объёмов данных, разбирается в молекулярной биологии, генетике, компьютерных науках, математике и статистике;
- иммунолог — оценивает состояние защитных сил человека, создаёт вакцины и лекарства, лечит патологии и реабилитирует;
- урбанист-эколог — проектирует новые города на основе экологических биотехнологий. Уже сейчас высокотехнологичные зелёные города строят в Китае, Арабских Эмиратах и странах Европы;
- биохимический инженер — занимается созданием нового оборудования, роботизированных систем и программного обеспечения для биотехнологических и медицинских лабораторий;
- молекулярный диетолог — разрабатывает индивидуальные схемы питания, основанные на данных о молекулярном составе пищи с учётом результатов генетического анализа человека и особенностей его физиологических процессов;
- биофармаколог — создаёт новые биопрепараты с заданными свойствами. Уже сегодня ряд важных лекарств — например, пенициллин и инсулин — производится при помощи генномодифицированных бактерий.
Появляются и смежные профессии будущего. Вот лишь некоторые из «Атласа новых профессий». Многие существуют на рынке уже сейчас:
- ИТ-генетик — занимается программированием генома под заданные параметры, в частности, предотвращение развития наследственных заболеваний;
- эколог-логист — отвечает за снижение экологического следа, вызванного транспортировкой товаров (выбросы CO₂), разрабатывает логистические решения, оптимизирует маршруты и цепочки поставок, чтобы снизить выбросы;
- архитектор живых систем — проектирует технологии замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов, например, рассчитает необходимую мощность биореакторов или тщательно продумает систему переработки мусора;
- ветеринар-реабилитолог — реабилитирует диких животных, пострадавших из-за разливов нефти, и занимается программами «отпугивания» от зон загрязнения, чтобы предотвращать гибель животных;
- специалист по преодолению системных экологических катастроф — работает с катастрофами, которые растянуты во времени и осознаются людьми постепенно. Например, тихоокеанская пластиковая свалка или тающая вечная мерзлота.
Плохие новости
В издательстве Forbes роботы уже сегодня создают и проверяют годовые отчеты. В журнале Big Ten Network роботы-журналисты сами пишут и публикуют спортивные новости. В одной из школ Гарлема еще в 2014 году детям преподавал математику робот, который отнюдь не просто надиктовывал лекцию, но следил за решением задач и давал подсказки.
Есть даже робот-адвокат Ross от компании IBM, который ведет дела о банкротстве в одном международном адвокатском бюро: он понимает человеческую речь, предлагает варианты решения, приводит аргументы и ссылки на профессиональную литературу. Как видим, современные машины и программы не только взяли на себя ручной труд, но и могут выполнять основные обязанности интеллектуальных работников. То ли будет через несколько лет!
Психолог
Предмет: психические явления личности. Средняя зарплата: 50000 руб. Необходимое образование: высшее профессиональное. Кому подходит: людям любого пола.
Психологи работают с расстройствами, от которых страдают психически здоровые люди. Речь идет о депрессиях, неврозах, разных вариациях нервных тиков, повышенной тревожности. Они взаимодействуют с детьми, рассматривают проблемы семейных пар, рассматривают состояния, от которых страдают взрослые люди. Психолог обязан быть грамотным, тактичным человеком, умеющим хранить чужие тайны. Информацию, услышанную во время сеанса, специалист не имеет права разглашать, обсуждать с кем-либо.
В России психологическая практика не слишком популярная, по статистике более 53% россиян не посещают душеведов, путая их с психиатрами. Около 10-15 % наших сограждан ходят к психологам регулярно. Для сравнения в США этот показатель достигает 40-50%, а каждый 6 американец регулярно принимает антидепрессанты.
Важно! Психологи ежедневно сталкиваются с чужими проблемами и страданиями, поэтому сами называют себя «сапожник без сапог». Происходит профессиональная деформация, мужья и жены психологов утверждают, что их вторые половинки – умные, бескомпромиссные и достаточно авторитарные личности, с которыми договориться практически невозможно
У многих специалистов, выбравшие это направление, есть собственные психологические консультанты.
Востребованные профессии для тех, кто хочет работать с людьми
Что это за профессии для гуманитариев? Чем они отличаются от технических видов профессиональной деятельности? Может ли человек с аналитическими и техническими способностями успешно состояться в гуманитарной сфере?
К профильной группе относится все, что связано с человеком и обслуживанием его потребностей, в области:
- физического здоровья (медицина, диетология, здоровый образ жизни, спорт);
- психического здоровья (психология, конфликтология);
- просвещения (педагогика, воспитание, журналистика);
- общения (лингвистика, переводоведение);
- изучения окружающего мира (история, литературоведение);
- защита прав (юриспруденция, социальная сфера).
Простое определение звучит так: это все, что не относится к работе с точными науками (биологией, химией, физикой, информатикой, математикой). При этом надо понимать, что в каждой области изучения — общественной и вычислительной — есть разделы для гуманитариев и инженеров.
Так, экономика — это гуманитарное направление. Но аналитика, бухгалтерский учет и аудит, где нужно работать с математикой, — это уже технические виды деятельности. Или другой пример: биология является точной наукой, но медики, диетологи, флористы, фармацевты — это сотрудники нетехнической сферы.
Базовый список стандартных дисциплин
Фото: pixabay.com
Главный вопрос, что интересует непосредственно старшеклассников и их родителей, это – сколько предметов необходимо постоянно изучать в масштабах учебного года, а не в качестве факультативных. В 2020-2021 году станут действовать обновленные правила, подразумевающие конкретные минимальные границы числа учебных предметов и определяющие максимально возможную нагрузку в периоде одной учебной недели.
Независимо от 5- либо 6-дневной учебной недели предельная учебная нагрузка не может составлять больше 37 академических часов. Причем минимальное число уроков определяется на основе средней арифметической всех выбранных предметов, включающих в себя перечень обязательных и дополнительных дисциплин.
Обязаны быть следующие учебные дисциплины:
- история;
- математика;
- иностранный язык;
- физическая культура;
- русский язык и литература;
- основы безопасности жизнедеятельности.
Следует знать, что в некоторых учебных учреждениях русский язык и литература представлены в виде отдельных дисциплин. Еще в субъектах РФ, имеющих родной язык, отличный от русского, вводят дополнительную дисциплину. Это родная речь и литература, последнее по желанию. Отдельно следует отметить дисциплину «Астрономия» — ее также следует изучать в старших классах, однако изучение космоса нередко переносится на будущий год. Но в ряде школ астрономия начинает изучаться и в 10 классе.
В остальном же выбор предметов привязан к профилю, поскольку как раз-таки сопутствующие дисциплины изучают в углубленном режиме. Полагается выдержать минимальное значение обязательных и профильных уроков в пропорции 2 к 1 соответственно. Что означает, что профильными четко будут 3 и больше предметов. Как раз данные дисциплины обязаны иметь углубленный уровень изучения — в подобном подходе и состоит принцип определенного направления.
Предметы основного общего образования
Для учеников 5-9 классов актуален вопрос: какие предметы изучают в средней школе:
- русский язык, родной язык;
- литература, родная литература;
- иностранный язык, второй иностранный язык;
- история;
- обществознание;
- география;
- математика, затем алгебра;
- геометрия;
- информатика;
- основы духовно-нравственной культуры народов России;
- основы религиозных культур и светской этики;
- физика;
- биология;
- химия;
- изобразительное искусство;
- музыка;
- технология;
- физическая культура;
- основы безопасности жизнедеятельности.
Обычно дети учатся пять раз в неделю. Шестой день может быть посвящен походам в музей, посещению выставок всем классом.
Урок длится 45 минут. Количество уроков в день в 5-6 классах не должно быть больше пяти, в 7-9 классах предел — шесть уроков. Однако на индивидуальные и гpуппoвыe консультации могут быть выделены дополнительные часы, которые не включаются в общую нагрузку.
Предметы в 10-11 классах
В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.
Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.
Какие школьные предметы следует изучать углубленно
При поступлении на технические направления:
- алгебру
- геометрию
- физику
- информатику (ИКТ)
- русский язык
При поступлении на гуманитарные направления:
- русский язык
- литературу
- историю
- обществознание
- иностранный язык
При поступлении на естественнонаучные направления:
- химию
- биологию
- математику
- русский язык
Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.
И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:
- алгебра;
- астрономия;
- биология;
- география;
- геометрия;
- естествознание;
- изобразительное искусство (рисование);
- иностранный язык;
- информатика (ИКТ);
- истоки;
- история;
- краеведение;
- литература;
- литературное чтение;
- математика;
- мировая художественная культура (МХК);
- музыка;
- начальная военная подготовка;
- общественно-полезный труд;
- обществознание;
- окружающий мир;
- основы безопасности жизнедеятельности;
- основы духовно-нравственных культур народов России;
- основы религиозных культур и светской этики;
- основы финансовой грамотности;
- основы экономики (экономика);
- проектирование;
- психотренинг;
- риторика;
- родная литература;
- родной язык;
- русский язык;
- статистика;
- технология (труд);
- физика;
- физическая культура;
- философия;
- химия;
- черчение;
- экология.
Особенности понятия
Некоторые люди ошибочно считают, что склонность к гуманитарности является показателем низкого интеллекта. На самом деле такие науки исследуют человека, его духовную, умственную, нравственную, культурную и общественную деятельность.
В какой-то степени они противопоставляются биологии, химии и другим естественным наукам. На практике эти сферы часто дополняют друг друга. В психологии условно выделяют несколько типов людей, которые имеют склонности к разным видам деятельности. Гуманитарий — это индивид, который имеет способности к изучению человека и его занятий. Часто у такого ребенка появляются таланты в области изучения родного и иностранных языков, истории, литературы и т. п. В современном мире к гуманитарным наукам относятся:
- История. Изучает деятельность людей в прошлом. Этнография является исторической отраслью, ее сфера интересов — народы и этнические образования. В археологии специалисты изучают вещественные источники.
- Культурология. Рассматривает культуру и ее особенности.
- Филология. Изучает язык и литературное творчество.
- Лингвистика. Рассматривает языки разных народов.
- Социология. Изучает общество.
Профессия психолог
Одна из специальностей гуманитарной направленности – психолог. Это специалист, который изучает принципы коррекции поведения человека, занимается исследованиями особенностей личности и характера, проводит тестирования. Основные виды деятельности психолога – диагностика, тренинги и консультации, он может работать индивидуально, либо с группой людей.
Разновидности профессии:
- семейный психолог;
- школьный психолог;
- социальный психолог;
- бизнес-психолог и другие.
Чаще всего психологи концентрируются на чем-то одном, но некоторые специалисты универсальны.
Можно работать в государственной или коммерческой организации (например, в школе, детском саду, вузе, детском центре) или открыть частную практику.
Средне специальные учебные заведения психологов не готовят. Но если абитуриент планирует работать в школьной психологической службе, можно окончить педагогический колледж, после которого поступить в один из вузов без экзаменов. Психологии уделяют много времени при обучении будущих преподавателей. Но у каждого университета свои требования к абитуриентам, которые меняются из года в год.
Диплом можно получить заочно. Обучение психологов на заочном отделении сейчас не сильно отличается от очного. Дистанционные технологии дают возможность учиться онлайн из любого удобного студенту места. Лекции, консультации, практические занятия проводятся в виртуальных аудиториях в режиме реального времени. Основную часть теоретических знаний ученик получает самостоятельно, пользуясь электронными учебниками, видео-уроками и другими полезными материалами.
Какую профессию выбрать?
Существуют две основные тактики выбора профессии с гуманитарным уклоном: можно ориентироваться на то, что в большей степени нравится делать, или на более высокие заработки. Каждый подход имеет право на жизнь, но оба стоит рассмотреть подробнее в отдельности.
Погоня за мечтой хороша тем, что вы не устаете от своей работы, а потому уже являетесь счастливым человеком. Между прочим, тот, кто отдал предпочтение именно обожаемой работе, наверняка со временем станет даже более успешным, чем тот, кто изначально погнался за деньгами, если только не бросит попытки добиться успеха на своем тернистом пути к признанию. Зато начать получать специальность, к которой лежит душа, можно не только после 9 класса, но даже параллельно со школой в более раннем возрасте – диплом условного фотографа вы все равно никому показывать не будете, ведь его просто не существует.
Стремление выбрать профессию ради высокого дохода с самого старта – это одновременно и плюс, и минус. С одной стороны, нелюбимая рутина кого угодно может заставить сомневаться в правильности своего выбора, с другой – приличная зарплата способна сгладить недовольство надоевшими обязанностями. При этом, конечно, надо понимать, что мучить себя ради любой суммы денег – это неправильно и бесперспективно. К примеру, если вам неприятен вид и запах крови, вплоть до обморока, хирургом вам не бывать, даже за огромную зарплату.